Тема социальной корпоративной ответственности становится всё более востребованной на сегодняшний день. О своей приверженности идеи социальной ответственности говорит всё больше компаний. К нам часто обращаются за помощью в проведении таких мероприятий, как корпоративное обучение, проведение экоквестов и лекций для сотрудников. В мировой практике деятельность в области корпоративной социальной ответственности воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет укрепить репутацию и имидж компании, повысить качество управления бизнесом и инвестиционную привлекательность бизнеса. В результате корпоративная социальная ответственность постепенно становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получении прибыли, но и на достижении общественного блага и поддержание экологической стабильности.

Что такое корпоративная ответственность и для чего она нужна бизнесу?

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – осуществление интересов компании путем обеспечения социального развития коллектива и активного участия организации в развитии общества. КСО в широком смысле — влияние бизнеса на общество.

В качестве предмета социальной политики рассматривается совокупность социальных обязательств субъектов социальной политики перед обществом, его отдельными социальными группами, соответствующих социальным запросам, проблемам и рискам, формирующимися социальными тенденциями, а также систему мер, направленных на их реализацию.

Под заинтересованными сторонами социальной ответственности понимаются физические и юридические лица, которые испытывают на себе влияние решений и действий организации, либо сами оказывают на нее воздействие.

Ими могут быть:

  • сотрудники организации – компания создает привлекательные рабочие места, выплачивает легальные зарплаты, соблюдает права сотрудников, инвестирует в развитие человеческого потенциала, дает социальные гарантии;
  • акционеры повышение стабильности организации на рынке, благонадежность партнеров, формирование имиджа компании, повышение уровня управления, капитализация бизнеса, соблюдение лучших условий для всех сфер бизнеса;
  • партнеры – выстраивание отношений с компаньонами в долгосрочной перспективе, улучшение репутации компании, повышение уровня доверия;
  • государствособлюдение законов, стабильность общества;
  • общество – равновесие интересов общества и компании, формирование концепции устойчивого экономического развития.

Основные экономические преимущества, которые дает соблюдение принципов социальной ответственности:

  • усиление бренда работодателя;
  • увеличение продаж и улучшение позиций на рынке;
  • улучшение лояльности среди потребителей и жителей;
  • рост стоимости компании за счет повышения оценки ее репутации;
  • облегчение доступа к инвестициям;
  • облегчение условий для ведения бизнеса

Подходы к определению границ КСО и направления реализации

Определение границ социальной ответственности бизнеса по-новому раскрывает свойства явления корпоративной социальной ответственности, а в дальнейшем с помощью границ социальной ответственности можно оценивать потенциал устойчивости самой компании. Можно обозначить несколько подходов определения границ социальной ответственности бизнеса:

Либеральный — социальная активность компании является моральным правом владельцев, руководства организации и определяется кодексами компаний и деловых ассоциаций.

Традиционный — в рамках этого подхода активность бизнеса может быть сведена к благотворительности. Благотворительность расценивается как этически необходимый элемент бизнес-сферы

Социально ориентированный — сторонники социального подхода предполагают, что социальная ответственность проявляется в осуществлении деятельности в обозначенных границах правил, обязательств и ограничений, в том числе установленных государством.

Стратегический подход — увеличение ответственности, выходит за рамки решения краткосрочных, внутренних для организации производственных и социальных задач.

Интегрированный подход — социальная активность бизнеса как необходимость, социальная политика организации становится неотъемлемой частью развития бизнеса.

Обобщая рассмотренные подходы, можно выделить основные направления реализации корпоративной Выделяют следующие направления реализации корпоративной социальной ответственности:

  • Персонал: прозрачная система при приеме на работу, повышении в должности и оплаты труда; обеспечение условий для повышения квалификации сотрудников.
  • Условия труда и охрана здоровья: предоставление безопасных рабочих мест, программ ДМС, полное или частичное возмещение занятий спортом сотрудникам или организация спортивных мероприятий.
  • Охрана окружающей среды: проведение мероприятий по сбору и вывозу мусора на принадлежащих организации площадях, организация мероприятий по экологии для сотрудников.
  • Социально ответственная реструктуризация: разработка специальных программ для работников, попавших под сокращение, помощь в поиске новой работы.
  • Деловая практика: соблюдение принципов добросовестной конкуренции, противодействие легализации доходов.

Уровни и виды КСО

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности или невыгодности социальной активности для бизнеса.

Выделяется несколько уровней социальной ответственности:

  1. Начальный уровень — компания должна проанализировать свою деятельность и привести ее в полное соответствие с буквой закона.
  2. Корпоративная ответственность расширение услуг социальной помощи, реализация дополнительных программ медицинского обеспечения, помощь в решении жилищных вопросов сотрудников, развитие спортивного образа жизни сотрудников, формирование пенсионной системы.
  3. Уровень благотворительности в настоящее время всё большее распространение получает корпоративная благотворительность, осуществляемая от лица компании.
  4. Социальные инвестиции организация и осуществление инвестиционной политики для решения социально-значимых задач.

Влияние мероприятий ответственности бизнеса также можно разделить на:

  • Внутренние мероприятия, направленные на развитие и повышение благосостояния сотрудников.
  • Внешние мероприятия, которые направлены на улучшение условий не относящихся людей к организации за счет благотворительных пожертвований, спонсорской помощи.

Как сформировать и внедрить КСО

Формирование системы КСО — сложный, многоступенчатый процесс, который займет продолжительный период времени и потребует от компании целенаправленных усилий.

Внедрение корпоративной социальной ответственности начинается с планирования. Необходимо выбрать направления реализации социальной ответственности, поставить цели и определить способы их достижения, также определить показатели.

Для формирования и внедрения системы корпоративной ответственности применяется стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO-26000, опубликованный в 2010 году. Он является добровольным и призван помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие общества, обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности.

Стандарт ISO-26000 определяет области охвата социальной ответственности, выделяет основные направления деятельности общества: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, участие в жизни сообществ и их развитие.

Кроме теоретической части, стандарт определяет аспекты внедрения социальной политики бизнеса: внедрение и продвижение социально-ответственного поведения в организации и определение и вовлечение заинтересованных сторон.

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, следование принципам КСО становится одним из факторов устойчивого развития бизнеса и совершенствования человеческого капитала.

Политика социально-ответственного бизнеса помогает сформировать лояльное отношение работников компании и повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы труда, а также позволяет достичь стабильного положения на рынке за счет проведения мероприятий, которые повышают доверительные отношения с клиентами и партнерами.

А лояльность сотрудников и доверие клиентов позволяют привлечь дополнительные инвестиции и расширять бизнес.

Наша организация помогает сформировать осознанное отношение к окружающей среде для устойчивого развития общества. Мы открыты к сотрудничеству: можем провести встречу, вебинар или игру для сотрудников, сделать совместно с вами открытый фестиваль или праздник чистоты, разработать проект под ваши задачи.

Другие полезные материалы
Будьте в курсе экособытий! Читайте новости экопроектов ВКонтакте или Телеграм.

Похожие записи по теме:

Корпоративные мероприятия для сотрудников — какие задачи решают и как правильно организовать, основные этапы подготовки.

Корпоративное волонтерство в компании — зачем оно нужно бизнесу, какие развивает навыки.

Тимбилдинг для сотрудников — зачем проводить, идеи.